Сегодня при покупке автомобиля, покупатель, как правило, сразу же задаётся вопросом о том, машину с каким типом КПП лучше приобрести. Выбор довольно велик, так как сегодня машины могут оснащаться механической, автоматической, роботизированной и бесступенчатой коробкой передач.
Механическая коробка передач
Несмотря на то, водить автомобиль “на механике” несколько тяжелее, чем машину с “автоматом” МКПП имеет довольно простое устройство. Благодаря этому автомобили с данным типом коробки передач стоят дешевле своих “автоматических” собратьев, да и эксплуатировать такое авто гораздо проще.
Многие начинающие водители жалуются, что автомобилем с механической коробкой передач довольно сложно управлять, однако тут можно поспорить. Дело в том, что то, как вы будете чувствовать за рулём такого автомобиля, напрямую зависит от опыта вашего вождения на моделях с “механикой”.
Опытный автомобилист всегда знает, когда нужно переключать ту или иную передачу, он также обладает знаниями о тонкостях МКПП (как вести себя, если автомобиль застрял в снегу и др). Новичок же, не обладающий такими знаниями, может попросту вывести из строя коробку передач, из-за чего автомобилю понадобится дорогостоящий ремонт.
Плюсы МКПП
Плюсами “механики” являются следующие показатели:
- Простое устройство, а также простота в обслуживании и эксплуатации;
- Долгий срок службы. Иногда случается так, что МКПП (при правильно использовании) служит дольше, чем двигатель машины;
- Низкий уровень потребления топлива (примерно на 10% меньше, чем у коробки автомат) и быстрый разгон автомобиля;
- Высокий КПД (коэффициент полезного действия). Механическая коробка передач позволяет использовать всю мощность автомобиля;
- Высокая скорость набора оборотов двигателя, что позволяет водителю самому выбирать стиль езды, путём изменения времени переключения передач;
- Низкий вес (если сравнивать с АКПП);
- Возможность завести двигатель машины с вышедшим из строя зажиганием (“с толкача”);
- Возможность отбуксировать автомобиль, не используя при этом эвакуатор (при помощи троса).
Минусы АКПП
Несмотря на наличие большого количества плюсов, механическая коробка передач обладает следующими минусами:
- Возникновение сложностей при езде у новичков. Многие начинающие водители не умеют должным образом обращаться с автомобилем, оснащённым МКПП из-за чего нередки случаи поломки сцепления и самой коробки;
- Перегрузка двигателя автомобиля при неправильном переключении передач. Некоторые водители забывают вовремя переключить передачу на более высшую, из-за чего двигателю приходится работать на повышенных оборотах (что существенно снижает срок его службы);
- Довольно долгое время переключения передачи (по сравнению с АКПП). Во время процесса переключения передач двигатель на время теряет свою мощность;
- Появление усталости у водителя при езде по городу, так как всё время приходится переключать передачи.
Автоматическая коробка передач
В отличие от МКПП коробка автомат обладает большим количеством узлов и мелких конструкций, что сильно влияет на стоимость её изготовления и эксплуатации.
Особенно автомобили с АКПП пришлись по нраву водителям-новичкам. Они довольно просты в использовании и требуют от водителя минимум умений. С таким автомобилем не нужно будет каждые пять минут переключать передачи, так как машина всё сделает сама. Авторынок представляет несколько видов АКПП: гидромеханический, механический с двумя сцеплениями, роботизированный и бесступенчатый. У каждого из данных видов есть свои преимущества и недостатки, которые будут рассмотрены ниже. Однако, перед этим стоит рассмотреть общие плюсы и минусы АКПП.
Преимущества АКПП
Преимуществами коробки автомат являются следующие параметры:
- Простота в использовании. Водителю теперь не нужно будет всё время следить за сцеплением;
- Отсутствие возможности перегрузки двигатели. Автоматическая коробка передач сама подбирает передачу под момент вращения двигателя;
- Быстрая скорость переключения с одной передачи на другую.
Недостатки АКПП
Недостатков у АКПП несколько больше чем преимуществ. Ими являются:
- Высокая стоимость эксплуатации, обслуживания и ремонта;
- Высокий вес элемента;
- Низкая скорость набора оборотов (если сравнивать с МКПП);
- Требует больше топлива, чем механическая КПП;
- Отсутствие возможности отбуксировать автомобиль с помощью троса;
- Отсутствие возможности торможения при езде на режиме Drive (торможение возможно только на первой передаче);
- Высокий риск поломки после 150 000 км пути.
Теперь можно рассмотреть плюсы и минусы видов автоматической коробки переключения передач.
Плюсом роботизированной АКПП является относительно дешёвая стоимость эксплуатации и обслуживания, если сравнивать её с другими “автоматами”, к минусам – появление рывком во время переключения передачи на более высокую.
КПП с двумя сцеплениями славится своей передачей крутящего момента на двигатель. К минусам же такой коробки можно отнести не надёжную конструкцию, а также высокую стоимость ремонта.
Бесступенчатая АКПП обладает довольно высоким коэффициентом полезного действия, однако имеет короткий срок службы (около 100 000 км пути).
На сегодняшний день всё ещё в приоритете автомобили с механической коробкой переключения передач, однако прогресс не стоит на месте и АКПП становится всё надёжней и удобней для автомобилистов.